Образование нутрициолог: почему 99% онлайн-курсов – это образовательное шоу?

Главный Редактор
Образование нутрициолог: почему 99% онлайн-курсов – это образовательное шоу?
23
1

Как распознать курс-пустышку, если опытные маркетологи предлагают правдоподобную картину, где вы – успешный нутрициолог с очередью из клиентов? Сейчас подобрать курс по нутрициологии можно под любой запрос: длительность, цена, программа обучения. Но нужно ли платить за то, что вообще никакого результата не даст?

Мы разработали 5 основных правил, после которых вы точно будете знать, что покупаете качественный курс, а не образовательное шоу.

1. Программа курса нутрициолога

Профессионального стандарта для профессии нутрициолога пока нет. И если образовательная программа курса составлена на основании действующего профессионального стандарта и ФГОС, других законодательных актов – то это первый звоночек того, что вам врут.

Поэтому первым делом проверяем, на основании каких документов составлена программа. Профессиональные стандарты смежных профессий не должны быть отмененными или утратившими силу. Бывают профессиональные стандарты, которые действуют только на высшее образование и не распространяются на среднее специальное. Если вы все-таки получите по итогу документ об образовании, то велика вероятность, что его при проверке могут аннулировать.

Потому что нутрициология нормативно – это навык.

2. Два безотказных приема проверить профессионализм

Рыба гниет с головы. Именно так можно сказать, если руководитель образовательной организации – маркетолог, экономист, юрист, дизайнер… Как думаете, насколько программа будет соответствовать педагогическим нормам? Конечно, руководитель может нанять опытного педагога, советоваться с ним.

Стажировка, практика и возможность составить кейсы – это то, без чего сейчас вообще не обходится обучение на нутрициолога. И вроде бы все педагогично: сначала теория, потом практика. Но есть один секрет, как вывести организацию на чистую воду.

Позвоните и задайте вопрос: “Есть в программе проблемное обучение?” Если вам ответили: “Уточним у методистов и вернемся с ответом” – это вполне нормально. Менеджер вряд ли знает ответ на этот вопрос. Но если потом вам говорят: “Проблемное обучение не используется” или “У наших студентов нет проблем с обучением”, то смело закрывайте страницу сайта этого курса. Дело в том, что как раз практика, стажировка и работа с клиентами – это и есть проблемное обучение.

Еще один проверочный вопрос: “Какие инструменты используете в обучении?” Здесь схема та же – менеджер обращается к методистам и возвращается с ответом. Если ничего, кроме “мы обучаем на такой-то платформе” он не говорит, то мы вас поздравляем – вы только что выявили еще одно образовательное шоу! Запомните, что кроме платформы есть еще как минимум учебники.

3. Скучные слова – статистика в обучении на нутрициолога

Ошеломляющие результаты, которыми любят делиться. И иногда есть на что обратить внимание: организация существует 4 года, а выпустила уже 15 000 студентов!

Начинаем считать: в год почти 4000 студентов, если обучение длится полгода, то это 2000 сокурсников. А теперь представьте, сколько домашних заданий, кейсов нужно проверить. Если лекцию в записи может посмотреть неограниченное количество студентов, то как быть с живой лекцией? Вы уверены, что преподаватель вообще дойдет до вашего вопроса? Вряд ли организация может похвастаться штатом кураторов из 300 человек (это только те, кто будут проверять домашнее задание!). Кстати, можете задать и такой вопрос, если увидите такие числа – тоже будет хорошей проверкой.

Маркетолог, который не понимает принципы обучения, увидит прекрасные показатели – 15 000 студентов за 4 года! Но если посмотреть эти числа ближе, то ни о каком обучении речи не идет – организация работает на количество, а не на качество.

50 человек – это число студентов, которых реально обучить в комфортном режиме за полгода. Вспомните, сколько человек сидело в аудитории на лекции, когда вы учились очно. На живых онлайн-лекциях преподаватель успевает поговорить со студентами и не оставляет вопросы без ответа.

4. Преподаватель – эксперт, но не педагог

Преподавательский состав – обычно опытные специалисты. У них есть стаж и образование. Стать преподавателем в рамках дополнительного профессионального образования не сложно – закон не предъявляет к кандидату жестких требований с наличием педагогического образования. Эксперт встречается с аудиторией студентов на лекции и… здесь два варианта: он хорошо подготовился и проводит занятие так, что студентам все понятно. Второй вариант – он проводит занятие на языке эксперта, полностью удовлетворен проведенным занятием, но студенты ничего не поняли. Все потому, что учить тоже нужно уметь.

Выбирая курс, обращайте внимание на преподавателей: у них должен быть педагогический стаж или пройденная аспирантура, цель которой подготовка педагогических кадров.

Преподаватель может быть экспертом, но без знаний в педагогике он вряд ли чему научит своих студентов.

Не лишним будет узнать, какие занятия ведет педагог. Если лекцию по биохимии читает кандидат биологических наук – все логично. Но когда стоматолог рассказывает об особенностях питания жителей России, то стоит задуматься.

5. Основные характеристики курса по нутрициологии

Смотрим основную информацию о курсе и организаторах:

  • наличие образовательной лицензии;
  • количество часов;
  • вносится ли документ об образовании в ФРДО;
  • заключается ли договор на прямую или через третью организацию;
  • наличие практики и стажировки.

Еще одно главное преимущество доказательных курсов по нутрициологии – если студенты во время стажировки получают первого реального клиента. Это не отработка знаний на преподавателе, а полноценная работа нутрициолога.

Когда сами не понимают, что предлагают

Большинство курсов по нутрициологии – это обучение для всех.

В одних случаях – это правда, в других – нет. Рассмотрим конкретный пример.

Школа Интегративной нутрициологии предлагает курс, который не требует медицинского образования. Программа курса серьезная – базовые знания по биологии, биохимии, физиологии человека, основы питания. Дальше идут методы диагностики (углубленная лабораторная диагностика) с учетом индивидуальных особенностей пациента и лечение больных.
Формат обучения – это просмотр записей лекций, онлайн-встречи с преподавателем и интерактивные игры. В конце обучения проводится тестирование, по итогам которого вручается диплом (все помнят, как открывается второе окно браузера для поиска ответов?).

Программа, которая обучает читать лабораторные анализы и лечить пациентов – это программа для специалистов с медицинским образованием.

По закону назначать и расшифровывать лабораторные анализы вправе только врач, как и лечить по их результатам пациентов (п.8 и п.10 ст.76 №273-ФЗ).

То, что по итогам этого курса вы станете нутрициологом с полномочиями врача, но без медицинского образования – это нарушение закона, за которым последует ответственность. Диплом о таком образовании при проверке будет аннулирован.

В итоге курс может подходить под все перечисленные выше правила, но не соответствовать законодательству.

Вместо заключения

Основная задача нутрициолога – это не лечить клиента, заменяя врача, а помочь ему сохранить здоровье или восстановиться после болезни с помощью правильного питания.

На Форуме нутрициологов России можно найти отзывы о курсах от специалистов по питанию. Уже практикующие нутрициологи делятся, какие курсы они прошли и честно рассказывают, что получили в итоге. И это еще одна возможность проверить курс на содержание.

Вам могут понравиться

Комментарии

Реклама