Адрес: ул. Б. Очаковская 32 Москва Россия

Питание в Древней Греции

Разговоры на любые темы не противоречащие законам РФ
Аватара пользователя
Евгения Дхабре
Опытный участник
Опытный участник
Сообщения: 380
Зарегистрирован: 15 авг 2018, 19:31
Откуда: Краснодар
Благодарил (а): 40 раз
Поблагодарили: 66 раз

Питание в Древней Греции

Непрочитанное сообщение Евгения Дхабре »

Питание в Древней Греции
Древняя Греция — достаточно объемное понятие и по временным рамкам и по количеству этнических групп со своими особенностями быта.
Но, тем не менее, в работе французского историка Поля Гиро «Частная и общественная жизнь греков» есть глава, обобщающая тему еды древних греков.
12. Еда.
У гре­ков было обык­но­ве­ние зав­тра­кать два раза; пер­вый зав­трак, состо­я­щий из лом­ти­ка хле­ба, смо­чен­но­го вином, ели, как толь­ко вста­ва­ли с посте­ли; вто­рой (ἄρισ­τος или ἄρισ­τον) устра­и­вал­ся в середине дня. Мы не зна­ем в точ­но­сти, какие блюда при­готов­ля­лись для вто­ро­го зав­тра­ка; на осно­ва­нии неко­то­рых источ­ни­ков мож­но толь­ко сде­лать заклю­че­ние, что он был более осно­ва­тель­ным, пото­му что его гото­ви­ли на кухне.
Еда, соот­вет­ст­ву­ю­щая наше­му обеду (δεῖπ­νον), устра­и­ва­лась при наступ­ле­нии вече­ра или даже при наступ­ле­нии с.136 ночи. К этой тра­пе­зе при­гла­ша­ли гостей. Грек, живу­щий в горо­де, не любил есть в оди­но­че­стве; для него ужин терял вся­кую пре­лесть, если в нем не при­ни­ма­ли уча­стия его дру­зья. Бла­го­да­ря это­му и воз­ни­ка­ло мно­же­ство круж­ков, под­пи­сок и склад­чин, кото­рые дава­ли воз­мож­ность участ­во­вать в пир­ше­ствах, устра­и­ва­е­мых сооб­ща. Эти пиры про­ис­хо­ди­ли у одно­го из участ­ни­ков или у како­го-нибудь воль­ноот­пу­щен­ни­ка, сдаю­ще­го для это­го в наем поме­ще­ние, или в доме кур­ти­зан­ки. Ужин, для кото­ро­го каж­дый при­но­сил свою долю про­ви­зии в кор­зине (σπυ­ρίδες), назы­вал­ся ἀπὸ σπυ­ρίδων δεῖπ­νον.

При­гла­ше­ния дела­лись в выс­шей сте­пе­ни про­стым спо­со­бом: дру­зей зва­ли к себе или лич­но на аго­ре, или же посы­лая к ним сво­е­го раба. При­гла­шен­ные, идя в близ­кую им семью, люби­ли брать с собой и дру­зей сво­их. Слу­ча­лось ино­гда, что к обеду при­хо­ди­ли и без при­гла­ше­ния; зло­употреб­ле­ние этой про­стотой созда­ло целый класс пара­зи­тов, пре­зи­ра­е­мых все­ми. У Плу­тар­ха32 есть целая гла­ва, посвя­щен­ная вопро­су, в какой мере мож­но поль­зо­вать­ся подоб­ной воль­но­стью.
При­гла­шен­ные обра­ща­ли на свой костюм боль­шое с.137 вни­ма­ние; обык­но­вен­но они бра­ли пред­ва­ри­тель­но ван­ну и души­лись. Пра­ви­ла веж­ли­во­сти тре­бо­ва­ли, чтобы они явля­лись вовре­мя, и за стол сади­лись, не ожидая запоздав­ших.
В древ­ние вре­ме­на ели сидя, но этот обы­чай сохра­нил­ся толь­ко в немно­гих горо­дах, а имен­но на ост­ро­ве Кри­те. Даже спар­тан­цы еще до пер­сид­ских войн пере­ня­ли восточ­ный обы­чай воз­ле­жать во вре­мя еды.
Впро­чем, здесь речь идет толь­ко о муж­чи­нах, так как слу­чай­но при­сут­ст­ву­ю­щие за сто­лом жен­щи­ны и дети обык­но­вен­но сиде­ли. Это пра­ви­ло не каса­лось кур­ти­за­нок.
На каж­дом ложе поме­ща­лись один или два чело­ве­ка; при­став­лен­ные друг к дру­гу, эти ложа обра­зо­вы­ва­ли нечто похо­жее на диван. Они укра­ша­лись пре­крас­ны­ми покры­ва­ла­ми и были часто доволь­но высо­ки, так что влезть на них мож­но было толь­ко с помо­щью неболь­ших ска­ме­ек. За спи­ной пиру­ю­щих нахо­ди­лись подуш­ки, похо­жие на наши совре­мен­ные, или попе­реч­ные вали­ки в цвет­ных наво­ло­ках раз­лич­ных рисун­ков; ино­гда гости при­но­си­ли подуш­ки с собой. Опи­ра­ясь левым лок­тем на подуш­ку, обедаю­щий был в полу­сидя­чем, полу­ле­жа­чем поло­же­нии. Оба чело­ве­ка, поме­щав­ши­е­ся на одном и том же ложе, воз­ле­жа­ли друг к дру­гу спи­ной; воз­мож­но, что они, опи­ра­ясь на одну и ту же руку и с.138 при­дви­гая ее то к спине, то к груди, мог­ли при­да­вать раз­лич­ные поло­же­ния сво­е­му телу.
Коли­че­ство лож и сто­лов было раз­лич­но. Чтобы при­бли­зить при­гла­шен­ных насколь­ко воз­мож­но друг к дру­гу, ложа рас­став­ля­лись вокруг сто­ла то полу­кру­гом, то в виде под­ко­вы. Сто­лы, имев­шие вна­ча­ле квад­рат­ную фор­му, а поз­же круг­лую, были немно­го ниже ложа. Для каж­до­го ложа пола­гал­ся один стол. В рас­пре­де­ле­нии мест соблюдал­ся извест­ный порядок. По пра­вую руку хозя­и­на дома нахо­ди­лось самое почет­ное место, а самое отда­лен­ное от него было и наи­ме­нее почет­ным. Часто из-за мест меж­ду при­гла­шен­ны­ми воз­ни­ка­ли спо­ры, и Плу­тарх поэто­му сове­ту­ет хозя­и­ну раз­ме­щать само­му сво­их гостей.
Вхо­див­шие гости преж­де все­го сни­ма­ли свою обувь, кото­рую вновь оде­ва­ли уже ухо­дя. Рабы обмы­ва­ли всем ноги и ино­гда опрыс­ки­ва­ли духа­ми, потом пода­ва­ли воду для мытья рук. Тогда толь­ко вно­си­лись сто­лы, на кото­рых все было уже совер­шен­но при­готов­ле­но. Гостю надо было толь­ко протя­нуть руку, чтобы взять кусок, лежа­щий на блюде. Ни вилок, ни ножей не было, лож­кой поль­зо­ва­лись толь­ко для жид­ких блюд и соусов, но и ее часто заме­ня­ли кор­кой хле­ба. Почти все ели паль­ца­ми. У гре­ков не употреб­ля­лись так­же ни ска­тер­ти, ни сал­фет­ки; паль­цы выти­ра­ли мяки­шем хле­ба или осо­бым тестом, кото­рое ска­ты­ва­ли меж­ду паль­ца­ми в шари­ки.
Каж­дый при­гла­шен­ный мог при­во­дить с собой сво­их рабов; в про­тив­ном слу­чае ему при­слу­жи­ва­ли рабы хозя­и­на. Все­ми эти­ми слу­га­ми управ­лял чело­век, носив­ший наиме­но­ва­ние ἐφεσ­τη­κώς или τρα­πεζο­ποιός. В неко­то­рых домах было пра­ви­лом, чтобы повар пред­став­лял сво­е­му хозя­и­ну спи­сок блюд. Обед в соб­ст­вен­ном смыс­ле состо­ял ино­гда из несколь­ких блюд и назы­вал­ся πρῶ­ται τρά­πεζαι; десерт же вме­сте с нача­лом пира носил назва­ние δεύτε­ραι τρά­πεζαι. Эти наиме­но­ва­ния про­изо­шли бла­го­да­ря тому, что в про­ме­жут­ке меня­ли сто­лы.
Мы пло­хо осве­дом­ле­ны отно­си­тель­но обще­го поряд­ка гре­че­ско­го парад­но­го обеда. Кажет­ся, у гре­ков не было с.139 обы­чая, по край­ней мере, до вре­мен Импе­рии33, начи­нать обед холод­ны­ми закус­ка­ми со слад­ки­ми вина­ми, как это дела­лось у рим­лян. До этой эпо­хи гре­че­ский обед обык­но­вен­но начи­нал­ся блюда­ми, воз­буж­даю­щи­ми аппе­тит, при­чем они мог­ли и не быть непре­мен­но холод­ны­ми. Далее пода­ва­лось мясо, рыба, зелень и соусы всех видов; эти блюда состав­ля­ли πρῶ­ται τρά­πεζαι. Затем рабы при­но­си­ли воду и поло­тен­ца; пиру­ю­щие души­лись, укра­ша­ли себя цве­та­ми и совер­ша­ли воз­ли­я­ния в честь Доб­ро­го Гения, выпи­вая гло­ток чисто­го вина. После это­го сто­лы уно­си­лись, а на их место рас­став­ля­лись дру­гие с при­готов­лен­ным уже на них десер­том.
Так кон­чал­ся δεῖπ­νον, и пиру­ю­щие при­сту­па­ли к συμ­πό­σιον. Толь­ко с это­го момен­та начи­на­ли пить. Все пред­ше­ст­ву­ю­щие блюда назы­ва­лись ἐδέσ­μα­τα, а блюда десер­та — τρω­γάλια.
В более древ­нюю эпо­ху десерт отли­чал­ся боль­шой про­стотой, но в македон­ский пери­од34 он пред­став­лял собою как бы дру­гую тра­пе­зу с дичью и домаш­ней пти­цей; к нему же пода­ва­лись так­же сухие или све­жие фрук­ты, а затем и сыр. Для воз­буж­де­ния жаж­ды употреб­ля­ли чес­нок, лук, соль, сме­шан­ную с тми­ном или с дру­ги­ми тра­ва­ми, и соле­ные пиро­ги с пря­но­стя­ми. Были в ходу и пече­нья. Атти­ка сла­ви­лась сво­и­ми пирож­ны­ми на меду, вме­сто саха­ра; пирож­ные эти дела­лись с сыром, с маком и с кун­жу­том.
Понят­но, что рос­кошь сто­ла была не все­гда и не везде оди­на­ко­ва. В V веке утон­чен­ные блюда еще совер­шен­но не были извест­ны в Гре­ции. Афи­няне до вла­ды­че­ства Алек­сандра Македон­ско­го сла­ви­лись сво­ей уме­рен­ной и про­стой жиз­нью, кото­рую вели даже бога­тые. Бео­тий­цы же, наобо­рот, люби­ли вся­кие пыш­ные пир­ше­ства и хоро­ший стол. Сиба­рис и горо­да Вели­кой Гре­ции35 еще более раз­ви­ли эти вку­сы. Спар­тан­цы, в тече­ние дол­гих веков с.140 отли­чав­ши­е­ся уме­рен­но­стью, ко вто­рой поло­вине III века не усту­па­ли в рос­ко­ши сто­ла ни одно­му гре­че­ско­му горо­ду. (Ch. Mo­rel. Dict. des an­ti­qui­tés, т. I, стр. 1272—1276).
17. Цены на съест­ные при­па­сы.
Хлеб.
В кон­це VI века до Р. Х. око­ло 17 коп. за чет­ве­рик.
В кон­це V века до Р. Х. око­ло 65 коп. за чет­ве­рик.
В 393 г. до Р. Х. око­ло 50 коп. за чет­ве­рик.
В середине IV века до Р. Х. око­ло 65 коп. за чет­ве­рик.
В эпо­ху Демо­сфе­на око­ло 85 коп. за чет­ве­рик.
В нача­ле III века до Р. Х. око­ло 1 р. 10 коп. за чет­ве­рик.
Впро­чем, цены мог­ли силь­но коле­бать­ся по годам и даже меся­цам.

Вино.
Хиос­ское вино (V в. до Р. Х.) око­ло 11 р. 50 к. вед­ро.
Дру­гое тон­кое вино 2 р. 25 к.
Атти­че­ское вино (IV в.) 45 к.
Дру­гое обык­но­вен­ное вино 85 к.
Фра­кий­ское вино 22 к.
Мас­ло.
В Ламп­са­ке — око­ло 4 руб. вед­ро.
В Афи­нах (IV века) — око­ло 90 к. вед­ро.
На о. Дело­се (282 г. до Р. Х.) — 3 р. 50 к. вед­ро.
В эпо­ху Сокра­та вед­ро мас­лин сто­и­ло око­ло 15 к.
Рыба.
Угри из Копа­ид­ско­го озе­ра в кон­це V в. — по 3 драх­мы (око­ло1 р. 10 к.).
с.152 Мор­ской угорь — 10 обо­лов (око­ло 60 коп).
Голавль — 8 обо­лов (око­ло 48 коп.).
Зуб­чат­ка — 8 драхм (око­ло 3 руб.).
3 пре­крас­ных кара­ка­ти­цы — 1 драх­ма (око­ло 37 коп.).
Осо­бый сорт раку­шек для еды — 7 хал­ков (око­ло 5 коп.).
Осо­бый вид мол­люс­ков — 4 обо­ла (око­ло 24 коп.).
Кусок мор­ско­го ежа — 1 обол (око­ло 6 коп.).
Соле­ная рыба — 5 хал­ков (око­ло 4 коп.).
Кусок мари­но­ван­ной скум­брии — от 2 до 3 обо­лов (око­ло 12—18 коп.).
Мясо (дают­ся цены живо­го скота).
1. Бык. В VI веке обык­но­вен­ный бык про­да­вал­ся за 5 драхм (око­ло 1 р. 85 к.). В 410 г. до Р. Х. цена быка рав­ня­лась 51 драх­ме (око­ло 19 р.), а в 374 г. — 77 драх­мам 2 обо­лам (око­ло 28 р. 60 к.). Немно­го позд­нее цена под­ня­лась, веро­ят­но, до 100 драхм (око­ло 37 руб­лей).
2. Баран. В нача­ле VI века баран про­да­вал­ся за 1 драх­му (37 коп.); в нача­ле III века неболь­шой баран ценил­ся в 10 драхм (око­ло 3 р. 75 коп.).
3. Сви­нья. В 413 году молоч­ный поро­се­нок сто­ил 3 драх­мы (око­ло 1 р. 10 к.).
Дичь и домаш­няя пти­ца.
Куро­пат­ка — 1 обол (око­ло 6 к.).
Блюдо дроздов — 1 драх­ма (око­ло 37 к.).
Вер­тел из семи зяб­ли­ков — 1 обол (око­ло 6 к.).
Сой­ка — 1 обол (око­ло 6 к.).
Воро­на — 3 обо­ла (око­ло 18 к.).
(Состав­ле­но по Böckh. Éco­no­mie po­li­ti­que des At­hé­niens, кни­га I, гл. XV—XVII; Cail­le­mer. Mé­moi­res de l’Aca­dé­mie de Caen, 1877 г., стр. 606 и сл., 1878 г., стр. 450 и сл.; и Gui­raud. La prop­rié­té fon­ciè­re en Grè­ce, стр. 559—561).
Спар­та сопро­тив­ля­лась зна­чи­тель­но доль­ше втор­же­нию кули­нар­ных тон­ко­стей. Пова­рам в Спар­те поз­во­ля­лось при­готов­лять толь­ко самые про­стые мяс­ные блюда, и Эли­ан уве­ря­ет, что даже за попыт­ку вве­сти что-либо изыс­кан­ное их изго­ня­ли из горо­да. (Pot­tier. Dict. des an­tiq. т. I, стр. 1499—1501)
http://ancientrome.ru/publik/article.ht ... 406707#o12

Про суровые времена Спарты факт, наверное, общеизвестный, но хочется все же напомнить. В Спарте существовала система казарменного общепита, имевшая своей целью удержание граждан от изнеженности и излишеств. Плутарх упоминает суровый «спортпит» спартанцев, известную «чёрную похлебку» из чечевицы, свиной крови и уксуса:
«Боль­ше все­го спар­тан­цы ценят так назы­вае­мую чер­ную похлеб­ку, так что ста­рые люди даже не берут свой кусок мяса, но усту­па­ют его юно­шам. Гово­рят, что сици­лий­ский тиран Дио­ни­сий купил спар­тан­ско­го пова­ра и при­ка­зал ему, не счи­та­ясь ни с каки­ми рас­хо­да­ми, при­гото­вить такую похлеб­ку. Одна­ко, попро­бо­вав, он с отвра­ще­ни­ем ее выплю­нул. Тогда повар ска­зал: «О царь, чтобы нахо­дить вкус в этой похлеб­ке, надо, иску­пав­шись в Евро­те, подоб­но лакон­цу, про­во­дить всю жизнь в физи­че­ских упраж­не­ни­ях»
Обладатель чёрного пояса по кулинарии Изображение
Аватара пользователя
Евгения Дхабре
Опытный участник
Опытный участник
Сообщения: 380
Зарегистрирован: 15 авг 2018, 19:31
Откуда: Краснодар
Благодарил (а): 40 раз
Поблагодарили: 66 раз

Re: Питание в Древней Греции

Непрочитанное сообщение Евгения Дхабре »

Хоть тема для юмора есть отдельная, но здесь прям так в тему. :mrgreen:
"Осада Спарты"
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Обладатель чёрного пояса по кулинарии Изображение
Аватара пользователя
Илич Мария
Опытный участник
Опытный участник
Сообщения: 364
Зарегистрирован: 06 июн 2018, 11:10
Откуда: Сербия
Благодарил (а): 41 раз
Поблагодарили: 71 раз

Re: Питание в Древней Греции

Непрочитанное сообщение Илич Мария »

Персефона и Гадес
Древнегреческая кухня не отличается особыми изысками ввиду достаточно ограниченного числа выращиваемых сельскохозяйственных культур. В основе блюд лежала так называемая «Средиземноморская триада», куда входит пшеница, оливковое масло и вино. Нам известно о кухне и культуре еды в Древней Греции из литературных источников (по большей части из комедий Аристофана и цитат грамматика Афинея, жившего на рубеже II—III вв. до н. э.), а также по фрескам, памятникам вазописи и терракотовым статуэткам. Необходимо иметь в виду, что в разные периоды в различных частях греческого мира кухня заметно отличалась; существовали, разумеется и социальные различи.

Продукты
Хлеб
Зерновые культуры составляли основу рациона; всё остальное именовалось общим названием «опсон» (ὄψον). Особой популярностью пользовались пшеница (σῖτος sitos) и ячмень. Зёрна пшеницы сначала вымачивали для того, чтобы они стали мягче, затем перемалывали в муку (ἀλείατα aleiata). Из полученной муки делали тесто, из которого потом изготавливали булки (ἄρτος artos) или облатки. Иногда в полученные изделия добавляли сыр или мёд. Дрожжей тогда не было, вместо них использовали винную закваску. Приготовленные из теста булки запекали в домашней глиняной печи (ἰπνός ipnos).

Приготовить ячменный хлеб было гораздо сложнее. Сначала ячмень обжаривали и только затем перемалывали в муку. Именно из такой муки готовили ячменную лепёшку (μάζα) — главное блюдо греческой кухни. В комедии «Мир» Аристофан употребляет выражение ἔσθειν κριθὰς μόνας (буквально «питаться только ячменём») в значении, близком к привычному нам «сидеть на воде и хлебе». Известно несколько рецептов ячменной лепёшки; как и пшеничный хлеб, её могли есть с сыром или мёдом.

Фрукты и овощи
В классический и более поздний периоды на полях помимо ячменя и пшеницы выращивали бобы, горох, чечевицу, капусту, морковь, лук и чеснок, артишоки, дыни и арбузы, репу, редис, огурцы, а также цветы, мяту и лекарственные травы. Выращивали также различные виды льна - для тонкой ткани виссона в Элиде и на Аморгосе, а для сетей и парусов - с Понта и из Македонии.

Основными ягодами для эллинов были несомненно плоды оливы и виноград. Оливковое масло было основным продуктом питания большинства населения. Даже в римское время рекомендовалась выдавать рабам на плантациях до 100 граммов оливкового масла в день. Масло первого отжима шло в пищу, для ритуалов и обработки мрамора статуй, для живописи, лекарств и притираний. Второй отжим шёл в пищу рабам, а третий - на светильники. Так же, как и вино, масло имело различные сорта и виды. В Афинах победителям соревнований вручали дорогие расписные сосуды с вином и маслом баснословной стоимости.

В классический период вместе с хлебными изделиями часто подавали различные виды гарнира: редиску, капусту, лук, чечевицу, сладкий горох, нут, конские бобы, репу и др. Такой гарнир имел консистенцию супа или каши. В него добавляли оливковое масло, уксус, травы или рыбный соус. Согласно произведениям Аристофана, толчёные бобы были любимым блюдом Геракла. Вообще, бобовые при малой доступности мяса играли роль основного источника белка. Бедняки питались дубовыми желудями и плодами букового дерева. В городах свежие овощи стоили дорого, поэтому бедным горожанам приходилось довольствоваться лишь сушёными овощами. Суп из чечевицы был традиционным блюдом рабочих.

Фрукты, свежие и сухие, подавали к столу как десерты. Преобладали яблоки, груши, гранат, айва, сливы, миндаль, смоквы и фиги. Наиболее распространёнными из них был такой вкусный и сытный продукт как финики, а также изюм и гранат. Сушёные финики часто употребляли в пищу вместе с вином, жареными орехами, нутом и буковыми орехами.

Фиги как сладкий "божественный" продукт запрещалось вывозить из Афин в классическое время. Сахар эллины не знали и ели фиги,финики и мед. Мать Эврипида торговала овощами на рынке (Аристофан), что не считалось почтенным занятием.

Рыба и мясо
Потребление рыбы и мяса варьировалось в зависимости от богатства и местонахождения хозяйства. В сельской местности охота (в основном с помощью силков и ловушек) доставляет на стол крестьянина мясо дикой птицы и зайца. В качестве домашней птицы выращивали кур и гусей, а крестьяне побогаче держали коз, свиней и овец. В VIII веке до н. э. в своей поэме «Труды и дни» Гесиод описывает идеальную сельскую трапезу, и в ней упоминается мясо:

…Теперь для себя отыщи ты
Место в тени под скалой и вином запасися библинским.
Сдобного хлеба к нему, молока от козы некормящей,
Мяса кусок от телушки, вскормленной лесною травою,
Иль первородных козлят. И винцо попивай беззаботно.
пер. В. В. Вересаева

В городе мясо было дорогим, но колбаса и сосиски, которые изготовлялись из субпродуктов, были сравнительно доступны для различных слоёв населения.

Мясо занимает меньше места в текстах классического периода, чем в ранних произведениях, но причиной может быть жанр, а не реальные изменения в сельском хозяйстве и пищевых традициях. Поедание свежего мяса в гомеровском эпосе описывается как часть религиозного ритуала — гекатомбы. В ходе этого ритуала сжигались части, предназначенные для богов (жир и кости), а части, предназначенные людям, (мясо) жарилась и раздавалась участникам ритуала. Однако обычная торговля готовым мясом и солониной также существовала. В городах старинные установления запрещали есть или приносить в жертву рабочий скот, в том числе волов и быков, а заменять их старыми животными.

Спартанцы в основном ели «чёрную похлёбку» (μέλας ζωμός melas zōmos) из свинины, соли, уксуса и крови. Согласно Плутарху, «это блюдо было настолько ценным, что его давали только старшим, молодые ели просто мясо». Спартанская похлёбка была хорошо известна в других полисах, и считалась исключительно невкусной. Согласно шутке, приписывавшейся разным авторам, храбрость спартанцев коренится в этой похлёбке: человек, которому приходится регулярно есть её, не будет дорожить своей жизнью. Элиан, автор, живший во II—III веках, утверждает, что спартанским поварам под угрозой изгнания было запрещено готовить что-либо, кроме мяса (то есть, очевидно, этой похлёбки).


Древнегреческое блюдо с изображением рыб
Большая часть Греции представляет собой прибрежную территорию, поэтому свежая рыба и морепродукты (кальмары, осьминоги, моллюски) были обычной пищей. Иногда продавали свежую рыбу, но чаще всего подсолённую. Стела конца III века до н. э. из маленького беотийского города Акрафия на озере Копаида содержит список цен на рыбу. Самым дешёвым был скарен (вероятно, рыба-попугай), тогда как северный голубой тунец был втрое дороже. Распространёнными морскими рыбами были тунец, барабулька, скат, рыба-меч и осётр (деликатес, который ели солёным). Озеро Копаида было богато угрями, среди других пресноводных рыб использовали в пищу щук, карпов и сомов.

Эллины очень ценили скатов и их желудки, "круглые, как обруч" (Аристофан), угрей, каракатиц, устриц, морских ежей, креветок, собачек, пескарей и прочую мелкую рыбу, "чтобы сделать блюдо пёстрым, как павлин". В Херсонесе Таврическом сохранились специальные колодцы или цистерны для засолки мелкой рыбы и поставок её в Грецию, в том числе в Афины.

Яйца и молочные продукты
Греки разводили перепелов и кур, отчасти из-за их яиц. Некоторые авторы также хвалят фазаньи яйца и яйца египетского гуся, которые сами по себе были редкими. Яйца готовили всмятку или вкрутую и подавали как десерт. Белок, желток и целые яйца использовались как ингредиенты в приготовлении разных блюд.

Сельские жители пили молоко (γάλα gala), масло (βούτυρον boutyron) также было известно, однако и то, и другое редко использовалось в кулинарии. Так, комический поэт Анаксандрид называет жителей северного побережья «пожирателями масла». Жирное молоко новотельного животного (πυριατή pyriatē) считалось лакомым напитком.

Главным молочным продуктом в Греции был козий и овечий сыр (τυρός tyros). Свежий и твёрдый сыр ели в чистом виде либо подавали с мёдом и овощами. Его также использовали в приготовлении разных блюд, включая блюда из рыбы. Единственный сохранившийся рецепт сицилийского повара Митейка (V век до н. э.), описывающий приготовление рыбы, гласит: «выпотрошите, удалите голову, промойте, удалите кости, добавьте сыр и оливковое масло». Однако добавление сыра в блюда приветствовалось не всеми. Поэт Архестрат пишет, что сиракузские повара портят вкус рыбы, добавляя в неё сыр. Из сыра, зелени и масла оливы делали различные соусы. Знаменитый паштет миттлотос делали из натёртого сыра, чеснока и меда.
Особые диеты
Вегетарианство
Орфизм и пифагорейство — два общегреческих мистериальных культа — предлагали путь жизни, основанный на концепции чистоты. Очищение (κάθαρσις катарсис) — форма аскетизма в первоначальном смысле: аскесис (ἄσκησις) — изначально ритуал, а только потом специфический образ жизни. Вегетарианство было центральным элементом орфизма и некоторых вариантов пифагорейства.

Эмпедокл (V в. до н. э.) оправдывал вегетарианство верой в переселение душ: кто мог гарантировать, что животное, приготовленное на убой, не являлось пристанищем человеческой души? Вместе с тем, можно отметить, что Эмпедокл также включил растения в это переселение, таким образом, та же логика должна применяться при поедании растений. Вегетарианство также было следствием неприязни убийства: «Орфей учил нас обрядам и воздержанию от убийства».

Авторы древнегреческих комедий, такие как Аристофан и Алексис, описывали пифагорейцев, как строгих вегетарианцев, некоторые из которых жили только на воде и хлебе. Последователи других традиций не употребляли в пищу лишь некоторые овощи (в особенности бобовые), исключали из рациона мясо священных животных, таких как белый петух, либо отдельных частей тела животного.

Отсюда следует, что вегетарианство и идея чистого аскетизма были тесно связаны и часто сопровождались сексуальным воздержанием. В трактате «О поедании мяса», Плутарх (I—II вв.) развил тему о варварском кровопускании; переворачивая обычные условия спора, он просит человека, употребляющего мясо, оправдать свой выбор.

Неоплатоник Порфирий (III в.) в трактате «О воздержании» ассоциирует вегетарианство с Критскими мистическими культами и даёт список вегетарианцев прошлых лет, начиная с полумифического Эпименида. Для него вегетарианство произошло от Деметры, которая дала Триптолему подарок — сноп пшеницы, чтобы он мог научить людей сельскому хозяйству. Его тремя заповедями были: «Почитай родителей», «Приноси богам в жертву плоды» и «Береги животных».

Спортивная диета
Согласно Элиану, первым атлетом, который соблюдал диету, был Икос из Тарента, победитель олимпийского пятиборья (возможно, в 444 году до н. э.). Однако уже раньше говорилось о том, что олимпийский чемпион по вольной борьбе Милон из Кротона, съедал 20 фунтов мяса и 20 фунтов хлеба и выпивал по восемь литров вина каждый день. Пифагор (возможно, философ или, более вероятно, его тезка-умаститель) первым предложил спортсменам мясную диету. Ранее использовалась «сухая диета» (ξηροφαγία xērophagía от ξηρός «сухой»), основанная на сухих фигах, свежем сыре и хлебе.

Тренеры позднее заставляли придерживаться некоторых стандартных диетических правил: чтобы быть победителем Олимпиады, «ты должен есть в соответствии с требованиями и подальше держаться от десертов; ты не должен пить холодную воду, но можешь выпить вина, когда захочешь». Кажется, эта диета основана преимущественно на мясе, так Гален обвинял атлетов своего времени «в ожирении плоти и крови». Павсаний также ссылается на «мясную диету».
https://ru.wikipedia.org/wiki/Древнегреческая_кухня
Аватара пользователя
Илич Мария
Опытный участник
Опытный участник
Сообщения: 364
Зарегистрирован: 06 июн 2018, 11:10
Откуда: Сербия
Благодарил (а): 41 раз
Поблагодарили: 71 раз

Re: Питание в Древней Греции

Непрочитанное сообщение Илич Мария »

:D
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Аватара пользователя
Евгения Дхабре
Опытный участник
Опытный участник
Сообщения: 380
Зарегистрирован: 15 авг 2018, 19:31
Откуда: Краснодар
Благодарил (а): 40 раз
Поблагодарили: 66 раз

Re: Питание в Древней Греции

Непрочитанное сообщение Евгения Дхабре »

Илич Мария писал(а): 26 фев 2019, 22:23 Особые диеты
Вегетарианство
Орфизм и пифагорейство — два общегреческих мистериальных культа — предлагали путь жизни, основанный на концепции чистоты. Очищение (κάθαρσις катарсис) — форма аскетизма в первоначальном смысле: аскесис (ἄσκησις) — изначально ритуал, а только потом специфический образ жизни. Вегетарианство было центральным элементом орфизма и некоторых вариантов пифагорейства.

Эмпедокл (V в. до н. э.) оправдывал вегетарианство верой в переселение душ: кто мог гарантировать, что животное, приготовленное на убой, не являлось пристанищем человеческой души? Вместе с тем, можно отметить, что Эмпедокл также включил растения в это переселение, таким образом, та же логика должна применяться при поедании растений. Вегетарианство также было следствием неприязни убийства: «Орфей учил нас обрядам и воздержанию от убийства».

Авторы древнегреческих комедий, такие как Аристофан и Алексис, описывали пифагорейцев, как строгих вегетарианцев, некоторые из которых жили только на воде и хлебе. Последователи других традиций не употребляли в пищу лишь некоторые овощи (в особенности бобовые), исключали из рациона мясо священных животных, таких как белый петух, либо отдельных частей тела животного.

Отсюда следует, что вегетарианство и идея чистого аскетизма были тесно связаны и часто сопровождались сексуальным воздержанием. В трактате «О поедании мяса», Плутарх (I—II вв.) развил тему о варварском кровопускании; переворачивая обычные условия спора, он просит человека, употребляющего мясо, оправдать свой выбор.

Неоплатоник Порфирий (III в.) в трактате «О воздержании» ассоциирует вегетарианство с Критскими мистическими культами и даёт список вегетарианцев прошлых лет, начиная с полумифического Эпименида. Для него вегетарианство произошло от Деметры, которая дала Триптолему подарок — сноп пшеницы, чтобы он мог научить людей сельскому хозяйству. Его тремя заповедями были: «Почитай родителей», «Приноси богам в жертву плоды» и «Береги животных».

Тема про вегетарианство в Древней Греции пересекается с темой взаимоотношений Античного мира и Индии.

С VI в. до н.э. контакты начинают фиксироваться в греческих источниках (но вероятно они были и до этого) в виде отрывочных сведений. Далее с похода Александра Македонского появляются уже вполне серьезные (по поводу достоверности, понятное дело, современные индологи не всему доверяют) исторические сочинения античных авторов об Индии и взаимодействии культур. В период кризиса античной культуры со II века и далее в работах античных авторов просматривается особый интерес к "индийской мудрости", как к индуизму, так и буддизму.
Пифагореец I века - Аполлоний Тианский согласно своему биографу Филострату (написавшему биографию Аполлония в IIIв.) посещает Индию, общается с индийскими брахманами и видит в индуизме брахманского толка источники учения Пифагора.
Философия Плотина не может объясняться прямым влиянием Индии, но последователи Плотина (в частности, упомянутый в предыдущем посте, Порфирий) проявляли интерес к Индии и ее философским течениям.

И еще информация скорее из разряда легенд, а не исторических фактов, но интересная и про еду :mrgreen: Плов,по одной из версий, изобрел Александр Македонский во время похода в Центральную Азию.
Обладатель чёрного пояса по кулинарии Изображение
Donat

Вернуться в «Свободное общение»

Всего 1 посетитель :: 1 зарегистрированный, 0 скрытых и 0 гостей

Больше всего посетителей (147) здесь было 01 дек 2019, 18:14

Сейчас этот форум просматривают: Claude [AI Bot] и 0 гостей


Легенда: Члены ОО "НР"