08 июля 2024

Нарушения пищевого поведения у школьников. Что ест твой ребенок?

Екатерина Лаврова
Врач-педиатр, к.м.н., доцент кафедры ГМУ, семейный нутрициолог
Нарушения пищевого поведения у школьников. Что ест твой ребенок?
22
0

Если у человека есть избыток или дефицит массы тела, то чаще всего можно сказать, что у него проблемы с питанием. В то же самое время огромное количество людей с нормальной массой тела испытывают подобные проблемы, но задумываются ли об этом? Скорее всего нет, пока не появятся жалобы. А если говорить про детей? Какая ситуация с нарушением пищевого поведения и формированием пищевых привычек скрывается за детским возрастом, когда компенсаторные возможности организма намного выше, чем у взрослых?

Ряд исследований подтверждает недостаток в рационе детей питательных веществ, высокое потребление простых углеводов и насыщенных жиров [1-5].

Большая проблема возникает в школьном возрасте, когда дети получают достаточную самостоятельность, и увеличивается влияние социума, средств массовой информации и социальных сетей.

Подобные пищевые привычки школьников повышают риск формирования заболеваний эндокринной системы и жeлудочно–кишечного тракта, ожирения и сопутствующих нарушений обмена веществ. 

Изучение паттернов пищевого поведения детей позволяет выявить наиболее распространенные ошибки и обеспечить оптимальную коррекцию питания, а значит – обеспечить здоровье детей со школьной скамьи. Мы задались этим вопросом вместе со студентами педиатрического факультета Тверского ГМУ и провели анонимное онлайн-анкетирование 70 школьников (13 мальчиков и 57 девочек) в возрасте от 11 до 17 лет, а результаты опубликовали в научном журнале [6].

Анкета состояла из 32 вопросов, включающих данные: пол, возраст, рост, вес, режим дня, двигательная активность, частота приемов пищи, пищевые привычки, рацион питания. Дополнительно оценивались уровень физического развития и индекс массы тела (ИМТ). 

Почти треть респондентов (29%) имела «средний» уровень физического развития, «ниже среднего» и «низкий» – по 10%, «выше среднего» – 23%, «высокий» и «очень высокий» – по 14% [7]. То есть значительных отклонений по физическому развитию среди опрошенных школьников выявлено не было. Больше половины детей (63%) имели нормальный ИМТ, ниже нормы выявлено только у 4% респондентов. Таким образом, показатель ИМТ не отражает наличие и степень нарушения пищевого поведения.

Анализ режима приема пищи показал, что только 36% опрошенных завтракают регулярно, в то время как 60% детей иногда пропускают завтрак, а 4% — не завтракают в принципе. Подобная картина свидетельствует о нарушении пищевого поведения среди детей школьного возраста и необходимости коррекции.

Завтрак – важная составляющая в рационе любого человека, особенно школьника. Он обеспечивает детский организм необходимой энергией в первой половине дня, которая так нужна ребенку для обучения.

Пропуск завтрака снижает успеваемость школьников и ухудшает процесс обучения. Кроме того, отсутствие завтрака является фактором риска развития ожирения, поскольку прием пищи сдвигается во вторую половину дня.

Оценка вкусовых предпочтений среди детей выявила следующие особенности: еженедельно употребляют фастфуд 31% опрошенных респондентов, а 46% заходят в рестораны быстрого питания 1 раз в месяц. При этом 7% детей признались, что заходят в рестораны быстрого питания 2-3 раза в неделю, и только 15% делают это 2-3 раза в год. Высокая частота употребления фастфуда опасна для детского организма переизбытком насыщенных жиров (риск атеросклероза в дальнейшем) и дефицитом питательных веществ. При этом масса тела может находиться в пределах нормы, в отличие от структуры тела, где жировая ткань будет заменять мышечную. Причин может быть много, одна из них – отсутствие заранее спланированного рациона школьника и доступность питательных перекусов в школе.

Газированные напитки ежедневно употребляли 9% опрошенных, более 3-х раз в неделю – 21%, 1 раз в неделю – 43%, 1 раз в месяц – 20%, реже – 7%. Около 20 % признались в ежедневной зависимости от сладостей. Снеки (чипсы, сухарики) более 3-х раз в неделю ели почти треть опрошенных – 29%, столько же — 1 раз в неделю, 1 раз в месяц – 40%, реже – 2%. 

Во время приема пищи больше половины (57%) использовали телефон, 20% — смотрели видео, 13% — общались, 3% — слушали музыку, и только 7% ни на что не отвлекались. В ситуациях стресса 24% отмечали повышенный аппетит, а у 39% аппетит совсем пропадал. Более половины опрошенных (51%) поощряли себя вкусной пищей за выполнение трудных задач. 

Подобная картина характеризует нарушения пищевого поведения на уровне всей семьи, когда сладкое становится вознаграждением для ребенка за хорошие оценки или победы, а постоянное присутствие отвлекающих факторов снижает ощущение ребенком чувства сытости и провоцирует переедание. Данный подход формирует пищевую зависимость уже в детском возрасте и создает почву для развития более серьезных заболеваний. Необходимо менять пищевые привычки не только среди самих детей, но и проводить беседы с родителями о важности здорового пищевого поведения.

Что касается привычного рациона школьника, то чуть больше половины опрошенных (57%) ежедневно употребляли овощи, в то время как почти треть детей включала эту группу только 3 раза в неделю. Были и такие, кто употреблял овощи 1 раз в неделю или не ел совсем (10% и 1% соответственно).

Здесь сложно сказать о достоверности результатов, поскольку есть сомнения в честности ответов и наличии осознанного подхода к питанию среди школьников. Как часто они обращают внимание на то, что едят, и могут ли выбирать?

Однако, есть над чем подумать. Фрукты в пищу употребляли каждый день 40%, более 3-х раз в неделю – 33%, 1 раз в неделю – 23%, 1 раз в месяц — 1%, не ели фрукты совсем — 3%. Фрукты и овощи должны присутствовать ежедневно в рационе школьника. Это источник природных сахаров и клетчатки, а также витаминов и минералов, которые так необходимы растущему организму.

Мясо употребляли в пищу ежедневно — 41%, более 3-х раз в неделю — 39%, 1 раз в неделю – 14%, 1 раз в месяц – 1%, не ели – 4%. Рыбу в рационе более 3-х раз в неделю имели только – 4%, 1 раз в неделю – 17%, 1 раз в месяц – 34%, 2–3 раза в год – 26%, не ели рыбу совсем – 19%. Хотя рыба и мясо являются основными источниками животных белков, которые так важны для роста ребенка, по данным исследования видно, что рекомендации по питанию школьников чаще всего не выполняются [8]. Нам бы хотелось углубить данное исследование и уточнить характер мясных и рыбных блюд, а также употребление цельного зерна и углеводов, но это цель дальнейшего исследования. 

Таким образом, среди детей школьного возраста достаточно часто встречаются нарушения пищевого поведения и признаки несбалансированного питания. Это может быть весомым фактором риска для алиментарно-зависимых заболеваний в детском возрасте и привести к ухудшению качества жизни ребенка. Коррекция рациона питания школьников и профилактические беседы с родителями могут значительно повысить школьную успеваемость и снизить частоту обращений за медицинской помощью. Профилактика стоит в основании нашего здоровья и здоровья наших детей, поэтому важен комплексный подход. Достаточно проанализировать, что ел ребенок на протяжении недели, чтобы уже предположить возможные причины болей в животе и головной боли с утра еще до визита к врачу. А планирование рациона ребенка обеспечит ребенка всем необходимым для роста и развития.

 

Список литературы:

  1. Тапешкина Н.В., Почуева Л. П., Власова О. П. Организация питания школьников: проблемы и пути решения // Фундаментальная и клиническая медицина. 2019. №2. С.120-128. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organ … -resheniya (дата обращения: 03.04.2023). 
  2. Богомолова И. К., Емельянова О. Н., Пискунова О. Г. Анализ фактического питания детей дошкольного и младшего школьного возраста, проживающих в г. Чите // Здоровье и образование в XXI веке. 2020. №2. С.19-25. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/anali … h-v-gchite (дата обращения: 03.04.2023). 
  3. Мартинчик А.Н., Батурин А. К., Кешабянц Э.Э., и др. Анализ фактического питания детей и подростков России в возрасте от 3 до 19 лет // Вопросы питания. 2017. №4. С.50-60. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/anali … -v-g-chite (дата обращения: 03.04.2023). 
  4. Лир Д.Н, Перевалов А.Я. Анализ фактического домашнего питания проживающих в городе детей дошкольного и школьного возраста // Вопросы питания. 2019. №3. С.69-77. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/anali … o-vozrasta (дата обращения: 03.04.2023). Материалы XVII Международной научно-практической конференции молодых ученых-медиков 144 Молодежный инновационный вестник Том 12, № 1 2023
  5. Макеева А. Г. Особенности организации и структуры питания подростков 12–15 лет //Новые исследования. 2016. №4 (49). С.55-61. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobe … -12-15-let (дата обращения: 03.04.2023).
  6. Оценка пищевого поведения детей старшего школьного возраста Седунов В.В., Потемичева И.И., Лаврова Е.А. Молодежный инновационный вестник. 2023. Т. 12. № 1. С. 142-144.
  7. ВОЗ нормы физического развития детей https://www.who.int/tools/child-growth-standards 
  8. Методические рекомендации МР 2.4.0179-20 «Рекомендации по организации питания для обучающихся общеобразовательных организаций» https://www.rospotrebnadzor.ru/document … T_ID=14660

Вам могут понравиться

Комментарии

Нет комментариев.

Реклама